Под ногами, над головой. 2010–2013

Владислав Ефимов, остановившись в определенной точке, снимает то, что находится у него под ногами и то, что находится у него над головой. Он следует своей интуиции, а не ищет специальных «удачных кадров». Помещенная в лайтбокс пара фотографий разделена люминесцентной лампой – линией света, обозначающей невидимый зрителю объект созерцания художника.

Под ногами, над головой. 2010–2013. Фотографии, лайтбоксы, 19 шт. 55х78 каждый
Екатерина Лазарева

В новом проекте «Под ногами, над головой» Владислав Ефимов возвращается к одной из своих главных тем – размышлению о судьбе великой утопии русского авангарда. Поводом к такому размышлению здесь снова становится конструктивистская архитектура, которая в его предыдущем проекте «Коммунальный авангард» (2010) демонстрировала воплощение утопических принципов нового социалистического быта в уникальных памятниках отечественного градостроительства – т.н. «соцгородках». Воздерживаясь от романтической экзальтации коммунистической утопии или критического суждения об ее советской реализации, Ефимов пытался философски осмыслить понятие свободы и воли. В новой серии он размышляет о воле художника в ситуации, когда будущее ему уже не принадлежит. По мнению Ефимова, художник утратил функцию «всеобщего обучателя и устроителя будущего», и поэтому «в силу общественных и политических ожиданий, он не имеет права голоса в обустройстве нового». Отказываясь от роли «провидца и медиума», Ефимов выбирает физический процесс течения времени. Теперь в объектив его камеры попадают «вершки» и «корешки» конструктивистских зданий Москвы и Петербурга, которые художник снимает почти не глядя, прицеливаясь из одной точки в место врастания здания в землю и в линию его сопряжения с небом. Между ними – как бы уходящим в глубину прошлым и взмывающим в небо будущим – оказывается тонкая светящаяся линия нашего настоящего, которую художник называет моделью своих отношений со временем и пространством. Это хрупкое пребывание между прошлым и будущим, в созерцании постоянного осуществления ближайшего будущего и стремительного превращения настоящего в прошлое, где настоящее в итоге оказывается почти неуловимым просветом, и составляет суть проекта. Таким образом, вопрос о том, что можно взять в будущее – взлетающую вверх утопическую мечту или стоящий на земле опыт ее претворения, как бы снимается протянутой между ними линией света, символизирующей настоятельную необходимость осознание себя в текущем моменте, напоминающую о себе как светящаяся подсказка.
Made on
Tilda